Стремление к большему в лечении и профилактике рака

Несмотря на значительные улучшения в лечении рака, сохраняются проблемы в продвижении стратегий профилактики рака и обеспечении минимизации неравенства в отношении доступа к медицинской помощи. Ричард Прайс, руководитель отдела политики Европейской организации по борьбе с раком, рассказывает нам больше.
Европейская организация по борьбе с раком – это некоммерческая федерация, объединяющая сотни организаций – от профессиональных групп и групп пациентов до лечебных и исследовательских центров – для создания более эффективной и равноправной онкологической помощи по всей Европе. Между странами ЕС и внутри них сохраняются различия в отношении доступа к медицинской помощи, а также осведомленности общественности из ключевых факторов риска. Чтобы обсудить это, мы обратились к Ричарду Прайсу, руководителю отдела политики Европейской организации по борьбе с раком.
Каковы были некоторые из наиболее важных вех в улучшении исследований рака и ухода за пациентами по всему ЕС с момента основания вашей организации?
Европейская онкологическая организация была основана в 1981 году известным итальянским хирургом по борьбе с раком молочной железы профессором Умберто Веронези. Он пытался помочь решить проблему, заключающуюся в том, что, несмотря на желанный рост уровня специализации в основных методах лечения медицинской онкологии, лучевой онкологии и хирургической онкологии, непреднамеренным следствием стали трудности в сотрудничестве между профессионалами, ставящие под угрозу предоставление пациенту наилучшей онкологической помощи. С тех пор в этом отношении произошли значительные улучшения. Встречи междисциплинарных групп теперь гораздо шире охватывают все соответствующие дисциплины в онкологических клиниках большей части, если не всей, Европы. Технологии также сыграли свою роль, позволив большему количеству специалистов присоединиться к этим командным встречам и эффективно обмениваться жизненно важной информацией. Но проблемы все еще существуют, и Европейская организация по борьбе с раком работает над их решением. Чтобы еще больше повысить культуру и продуктивность междисциплинарной командной работы, при поддержке финансирования EU4Health мы создали межспециализированную учебную программу по борьбе с раком. Программа под названием INTERACT-EUROPE поможет обеспечить, чтобы разные специалисты были лучше осведомлены о различных ролях и обязанностях каждого члена команды, а также о том, когда им следует обращаться к своим коллегам.
Помимо COVID-19, каковы наиболее насущные проблемы, стоящие перед лечением рака и научными исследованиями?
Как мы видели, произошли впечатляющие новые разработки во многих областях лечения рака, будь то способы раннего выявления рака, способы улучшения диагностики рака и более персонализированное лечение для каждого пациента. Также произошли улучшения в том, как людям оказывается поддержка после лечения. Все это очень позитивно, но сопровождается все большим и большим неравенством в доступе. Некоторые пациенты в Европе извлекают выгоду из всех этих разработок, но слишком многие – нет. Это структурная проблема, связанная с ресурсами в любой конкретной стране, но она также связана с устранением неэффективности, когда средства используются неразумно для получения максимально возможной отдачи. Это означает получение четкого представления об инвестициях, которые приносят наибольшую отдачу, а также осознание ценности инвестиций в развитие рабочей силы.
и внедрение искусственного интеллекта, позволяющего сложному программному обеспечению лучше идентифицировать рак по изображению, определить тип рака и то, как он будет реагировать на различные формы лечения. Вся область обработки изображений стремительно развивается и демонстрирует большой потенциал.
Что касается достижений в лечении, то геномика – это еще одна область, где мы наблюдаем реальный прогресс. Но и здесь мы не добьемся полной отдачи, если у нас не будет достаточного количества патологоанатомов и технологов, чтобы заставить это работать. И если мы подумаем об особом ландшафте Европы и финансовых проблемах, с которыми сталкиваются многие страны, мы могли бы сделать больше, чтобы помочь им работать сообща над улучшением своей инфраструктуры, чтобы совместно внедрять новые инновации в лечении и уходе. Например, тестирование геномных опухолей могло бы поддерживаться сетями между больницами и онкологическими центрами по всей стране, чтобы обеспечить лабораторные технологии и инфраструктуру, необходимые для предоставления такого рода технологий пациентам.
Сохраняется значительное неравенство в показателях смертности от рака между странами ЕС и внутри них; каковы некоторые из ключевых проблем, касающихся равного доступа к медицинской помощи? Насколько, по вашему мнению, неравенство в сфере здравоохранения ответственно за рост числа случаев рака по всей Европе?
Одной из серьезных проблем неравенства в отношении рака является смертность, и она заслуживает гораздо большего внимания. Сейчас мы наблюдаем некоторые виды рака, в которых мы достигаем впечатляющих результатов, с показателями выживаемости 80% или выше для некоторых типов рака, когда рак обнаружен на поздней стадии. Но в отношении других видов рака наблюдался удивительно незначительный прогресс в показателях выживаемости. Опухоли с плохим прогнозом заслуживают большего политического и исследовательского интереса, включая рак легких, рак поджелудочной железы и рак яичников. Изменение стимулов в рамках системы могло бы, например, лучше стимулировать исследования в этих областях.
Что касается роста числа случаев рака, то это тесно связано с тем, что рак ассоциируется со старением, и, конечно же, у нас по всей Европе стареющее население. Но другие тенденции вызывают тревогу, особенно когда речь заходит об известных факторах риска. Уровень курения в Болгарии составляет около 30% населения, в Греции – 25%, в Швеции – менее 5%. Итак, у нас больше случаев рака, чем следовало бы, потому что мы не предпринимаем достаточных действий по причинам, которые можно предотвратить. И затем, мы также наблюдаем некоторые тенденции, которые необходимо исследовать. В качестве одного из примеров можно привести то, что во многих промышленно развитых странах в настоящее время наблюдается рост заболеваемости колоректальным раком среди молодежи. Причины этого должны быть исследованы на европейском и международном уровнях в качестве общей проблемы.
ЕС десятилетиями работает над снижением бремени рака, особенно в плане борьбы против табака и защиты от потенциально канцерогенных веществ. Существуют ли в настоящее время какие-либо значительные области риска, которые могли бы извлечь выгоду из аналогичных целевых кампаний?
Потребление алкоголя является очень важным фактором заболеваемости раком, и все же общественность не до конца понимает, что оно является фактором риска в том смысле, в каком понимают табак. Одна из вещей, которую пытается сделать Европейская комиссия, но сталкивается с жестким сопротивлением, – это ввести требование о предупреждениях о вреде для здоровья на этикетках алкогольной продукции. Алкогольная промышленность ведет активную кампанию против этого, которая, похоже, оказывает влияние в Европейском парламенте и в других местах. Таким образом, эта возможность улучшить политику профилактики рака находится под угрозой из-за интересов производителей.

Наш долг, как и в отношении табака, улучшить понимание общественностью рисков, связанных с употреблением алкоголя
и ознакомить людей с фактами
Данные свидетельствуют о том, что 10% всех случаев рака у мужчин и 3% всех случаев рака у женщин связаны с употреблением алкоголя. Часто это рак гортани, пищевода, толстой кишки, прямой кишки, печени и рак молочной железы у женщин.
Некоторые исследования показывают, что употребление трех или более алкогольных напитков в день увеличивает риск развития рака желудка и поджелудочной железы. Есть также доказательства того, что употребление алкоголя увеличивает риск развития рака предстательной железы.
Всемирная организация здравоохранения теперь заявляет, что безопасного уровня потребления алкоголя не существует. И это иногда может вызвать весьма защитную реакцию не только со стороны отрасли, но и со стороны граждан в целом. Мы видим, как члены Европейского парламента жалуются на то, что европейский образ жизни подвергается нападкам, и другие экстравагантные заявления. Наш долг, как и в отношении табака, улучшить понимание общественностью рисков, связанных с употреблением алкоголя, и ознакомить людей с фактами.
Насколько важно сотрудничество между службами в борьбе с угрозой рака? Могут ли медицинские работники извлечь выгоду из более централизованных ресурсов и данных?
Сотрудничество между службами имеет особое значение самыми разными способами и во многих различных аспектах лечения рака. Один из примеров: поскольку люди с раком живут дольше, нам необходимо улучшить сотрудничество между первичной и вторичной онкологической помощью. Услуги, которые могут быть эффективно предоставлены онкологическим больным на дому или в общине, повышают удобство, снижают некоторые экономические издержки заболевания (например, время, необходимое для отсутствия на работе), а также могут позволить более разумно расходовать средства на лечение рака. Но это требует улучшения способа обмена данными о пациентах между поставщиками медицинских услуг. Европейский союз играет важную роль, инициируя ряд инициатив по улучшению трансграничного обмена данными в области здравоохранения и научных исследований, а также по предоставлению услуг. Примечательно, что это включает в себя Европейское пространство данных о здравоохранении, которое в настоящее время находится на рассмотрении Европейского парламента.